До здешних мест добраться
В те трудные года
Смогли старообрядцы,
Гонимые всегда,
Они лишь предков веру
Стремились сохранить,
Старались жить примерно
И Господу служить.
Везли с собой иконы
Древнего письма,
Где с досок закопчённых
Смотрела Русь сама.
Во все концы России
Из милых сердцу мест
С собою приносили
Восьмиконечный крест.
«Исус Христос сын Божий» 61 —
Написано на нём.
На меди образ ожил,
Очищенный огнём.
Рельефные сюжеты
И патины загар.
Сверкает многоцветный
Стекла застывший жар.
Эмаль на тёмном фоне
Как самоцвет горит,
Свет в сочном цвете тонет
И взоры ворожит.
Как светлое творение
Души и ремесла,
Вечное горение
Иконка та несла.
Она в себе хранила
Священное тепло,
И беды отводила,
И побеждала зло.
В ней жила намоленность
Множества людей
И влекла особенность
Давно минувших дней.
Все образы святые
На медных образках,
В скитах62 глухих литые
Останутся в веках.
В густых лесах Урала
Невьянский63 был завод,
Там староверов брали
Для каторжных работ.
Их общины имели
Отличных мастеров,
Что занимались делом
В тиши своих дворов.
Они там лили тайно
И складни, и кресты,
И их по сёлам дальним
Старались развезти.
Могли писать иконы
Для сёл и крепостей
По древнему канону
Без ведома властей.
Богомазы иноки,
Искусные весьма,
Следовали признакам
Старинного письма.
Здесь книги почитали
Давно минувших лет64,
Слова в них излучали
Отцовской веры свет.
Бумага в каплях воска,
Насквозь он в лист проник,
Блестели тёмным лоском
Углы раскрытых книг.
Их от доски писали
Монахи до доски,
И в тишине казалось,
Скрипит перо с тоски.
В них есть миниатюры
И буквиц красных вязь,
А книжная культура
Имела с Русью связь.
Иную книгу годы
Умелец мог писать,
Заставочек разводы
Не просто создавать.
Всегда узор их сложный
Манил пытливый взгляд,
Обложка в тёмной коже,
Застёжечки висят.
Все прикосновения,
Оставившие след,
Хранили вдохновение
Людей несущих свет.
По книгам пели нотным
В молитвенных домах,
Пестрели тканью плотной
Закладки на листах.
Знамённый65 крюками
Распев записан в них,
Читался стариками
Мир звуков древних книг.
И все, кто тайну знали
Тех безлинейных нот,
Детишек обучали
По вечерам весь год.
Хор своим умением
Восхищал толпу.
Было это пение
Подчинено столпу.
Лады в нём музыкальные
Различной высоты,
Внятность идеальная,
Мелодии просты.
На каждую неделю
Был свой особый глас66,
Одни напевы пели
В положенный им час.
Круг песнопений длился
Всегда восемь недель.
Хор выразить стремился
Церковной службы цель.
Пенье унисонное
Вносило в душу свет
И сердце просветлённое
Легко могло согреть.
Как жаль, какое горе,
Что был в стране Раскол67
И что людей в ту пору
Сажать могли на кол.
Чтоб не отдаться власти,
Они сжигали скит.
В огне сгорали часто,
Чтоб веру сохранить.
Непонятным образом
Стремление к корням
Власть считала тормозом.
Народ же был упрям.
В том дьявола напасти,
Что русских Молох68 брал.
Из-за безумства власти
Невинный умирал.
Один старообрядец
Воскликнул на суде:
«Я православный старец,
Привыкший жить в беде.
Видит Богородица,
Мы верой лишь сильны,
Пусть о нас помолится,
России мы сыны».
Урал старообрядцев
Ценил за честный труд,
Стал ими пополняться
Его работный люд.
Он нужен на заводах,
На многих рудниках.
Всё меньше год от года
Пришедших мучил страх.
Изгои в самых дальних
Старались жить местах.
Двумя перстами тайно
Молились в крепостях.
В провинции Исетской
Их древней веры дух
Наивностию детской
Всех покорял вокруг.
Не зная всех событий,
Считал простой народ,
Что в староверском быте
Для власти нет хлопот.
61 «Исус Христос...» — старообрядцы отвергали исправление, принятое реформой Никона в написании имени Сына Божия «Иисус», и писали его по-прежнему с одной буквой «и».
62 Скит — старообрядческий монастырь в глухой пустынной местности.
63 Невьянский завод основан в 1700 году.
64 Старообрядцы признавали только те книги, которые были переписаны или напечатаны до Никона. Никон (Минов Никита) (1605 -1681), русский патриарх с 1652 по 1658 год. Осуществил церковные реформы, которые привели к Расколу. Окончил свою жизнь в изгнании.
65 Древнейшие сборники церковных песнопений были написаны «крюками». До XII века было два типа крюков, соответствующих «кондакарному» и «знаменному» напевам. С XIII века сохранил существование только знаменный распев, дошедший до наших дней. В этом распеве напевы записывались особыми знаками — знаменами. Распев существовал в рамках системы осмогласия, то есть суммы мелодичных формул (попевок), предназначенных для распевания текстов на какой-либо глас. Гласы различались по мелодическому содержанию, количеству попевок и по конечному тону. При патриархе Никоне исправленные книги стали писать не крюками, а линейными нотами, которыми пользовались в Киеве. Знаменное пение (унисонное) и крюки сохранились в старообрядческой среде без изменения.
66 Глас — то же, что голос и напев. Церковные песнопения поются на разные напевы. По церковному преданию, святой Иоанн Дама-скип в VII веке ввёл в употребление восемь напевов, называвшихся гласами. Существовали разные напевы: киевский, знаменный, столповой, греческий и болгарский.
67 Раскол — следствие реформ патриарха Никона в 1653 -1656 годах. Раскол привёл к отделению от Русской Православной церкви части верующих, не принявших эти реформы. Старообрядцы поповского толка позже создали свои церковные организации. В них входили единоверцы и последователи Белокриницкой иерархии.
68 Молох — бог солнца в религии Древней Финикии и Карфагена, а также в Израильском и Иудейском царствах до 622 года до н.э. Этому богу часто приносили человеческие жертвы.